С 1 марта 2024 года розница обязана работать с маркированными БАДами и антисептиками по-новому. Становится обязательная передача сведений в систему маркировки о розничной реализации, включая продажу через кассу. В новости рассказываем, почему нужно протестировать процессы продажи и при необходимости обновить кассовое программное обеспечение.
Что меняется
C 1 марта 2024 г. розница обязана выводить из оборота маркированные БАДы и антисептики через кассу. Продавцы будут сканировать код маркировки с упаковки биологически активных добавок и антисептиков при продаже на кассе, а касса — передавать информацию в Честный знак. При необходимости розница также может выводить маркированную продукцию и по другим причинам, например, при порче или краже.
С 1 мая 2024 г. участники оборота биологически активных добавок и антисептиков должны обмениваться УПД с помощью оператора ЭДО. Делать это нужно по объемно-сортовому учету: указывать в документе не коды маркировки, а количество товара и GTIN. Предполагается, что с сентября 2025 года для всех представителей рынка будет обязательным поэкземплярный учет.
Группы биологически активных товаров, подлежащие маркировке:
Как это закреплено в законе
Правила маркировки БАДов утверждены постановлением Правительства РФ от 31.05.2023 № 886. Правила маркировки антисептиков — постановлением Правительства РФ от 30.05.2023 № 870.
Как Вам подготовиться к новой волне маркировки
Для вывода из оборота маркированных товаров через кассу нужно:
- Зарегистрироваться в Честном знаке.
- Убедиться, что касса умеет работать с маркировкой.
- Обновить программное обеспечение, которое поддерживает работу с новыми товарными группами.
- Приобрести специальный фискальный накопитель.
- Подключить ОФД.
Для корректной приемки необходимо подключиться к электронному документообороту.
Что предлагает сервис Контур Маркет для решения данной задачи?
- Касса.
- Модификатор «Маркировка», в котором уже есть возможности для работы с электронным документооборотом.
- ОФД.
- ФН.
- Обновить кассовое ПО, включить настройку для продажи маркированных товаров.
- Настроить каталог товаров, если в обороте уже есть маркированные БАДы или антисептики. Установить для них нужный тип в карточках.
- Услуги внедрения, если Вам нужна помощь.
Подведем итоги
1. С 1 марта 2024 г. появляется обязательность вывода маркированных БАДов и антисептиков на кассе.
Обязательность наступает и для вывода по другим причинам. Например, если закончился срок годности у маркированного БАДа, нужно будет составить акт вывода и указать причину, по которой списывается товар с баланса организации. При выводе на кассе достаточно считать Data Matrix на упаковке товара.
2. Если Вы получили товар без кода маркировки, то нужно ознакомиться с сопроводительными документами.
Если товар был произведен или ввезен до 1 октября 2023 г., то он относится к остаткам. Его можно принимать и реализовывать без маркировки. Если дата производства или ввоза товара 1 октября 2023 или позднее, то принимать такую продукцию нельзя, ее хранение и реализация незаконны. Также рекомендуем производить выборочную проверку кодов маркировки с помощью приложения Честный ЗНАК Бизнес, чтобы удостовериться в подлинности товара.
3. В обороте по-прежнему остаются немаркированные остатки: для антисептиков их оборот возможен до 30 сентября 2024 г., для биологически активных добавок — до окончания срока годности. По закону выводить остатки из оборота нужно как обычные немаркированные товары.
4. Если товар не относится к остаткам, но на нем нет кода Data Matrix, то продавать его нельзя. Продажа без маркировки грозит штрафом в размере до 300 тыс. руб. для юридических лиц.
5. Если закончился срок годности у маркированного БАДа, нужно будет составить акт вывода и указать причину, по которой списывается товар с баланса организации. При выводе на кассе достаточно считать Data Matrix на упаковке товара.